читать дальшеСтолкнулась с "кровавыми боями" родственницы со своей дочерью, которая учила таблицу умножения. 8-)
Неужели не придумали какой-нибудь легкий способ запоминания???!!! С этими мыслями стала искать в интернете, вот наткнулась на книжку Васильева Е.Е. Васильев В.Ю. "Веселая таблица умножения", мне понравилось, делюсь:
"По данным Института возрастной физиологии РАО за 1970-2002 гг., количество детей со школьными проблемами в начальных классах массовой школы колеблется от 20 до 60%. Одной из школьных проблем является таблица умножения. Многие дети даже в 6 классе путаются в таблице умножения, а с делением дела обстоят еще хуже.
... Давайте представим себе, что в первый класс пришел известный ученый – физик и стал читать детям лекцию по ядерной физике. Как вы думаете, они что-нибудь запомнят? Конечно, нет, потому что у них в памяти не хранится никакой информации на эту тему. Дело в том, что что-то абсолютно новое не может запомниться, т.к. процесс запоминание – это ни что иное, как связь старой, хранящейся в памяти информации, с новой. Отсюда можно сделать простой вывод: чтобы запомнить что-то, нужно уже что-то знать.
Что хорошо знают дети? – сказки, стихи, песни. Вот эту «старую» информацию мы и будем соединять с новой, т.е. будем известных животных соединять с новыми цифрами (например, медведь – 8), и известные предметы соединять с новыми числами (например, чайник – 20). В этом случае память, как губка, впитает всю новую информацию без усилий, легко, быстро, непроизвольно.
А теперь стоит вопрос: «Как организовать процесс запоминания?» Чтобы на него ответить, давайте познакомимся с нашими детьми, узнаем, как они мыслят. Оказывается, большинство детей младшего школьного возраста - кинестетики (60%), т.е. информацию получают через тактильные ощущения. Вот почему они любят что-нибудь пощупать, потрогать руками. Другие школьники – аудиалы (27%), т.е. легко запоминают все на слух, а остальные – визуалы (13%), т.е. те, кто легко запоминает информацию зрительно. Вы, наверняка, уже догадываетесь, как мыслит ваш ребенок. Остается только использовать именно этот «канал» подачи информации. В том случае, если ваш ребенок кинестетик, то больше с ним играйте в мяч, в «умные карты», пусть он сам держит эту книгу в руках и листает ее, пусть больше рисует цветными карандашами. Если же аудиал, то пусть больше пересказывает рассказы и рассуждает вслух. Если же визуал, то ему достаточно больше рассматривать картинки.
И еще, кем бы ни был ваш ребенок: кинестетиком, аудиалом или визуалом, не забывайте, что он все же остается ребенком. Ребенком, который быстро устает сидеть долго на одном месте и долго заниматься одним делом. Ребенком, который любит фантазировать, играть, рисовать, рассматривать, любит, чтобы его хвалили и нежно прикасались теплыми руками.
Глава №1.
НА КОГО ПОХОЖА ЦИФРА?
Впервые этот вопрос задали детям специалисты по развитию памяти школы «Эйдос» д.п.н. И.Ю.Матюгин и И.К.Рыбникова. Именно они являются авторами «Умножайки» - методики запоминания таблицы умножения. Еще в 1998 году «Умножайка» была успешно апробирована в г. Долгопрудном Московской области в школе №8 «Экос». Дети легко и быстро запоминали таблицу умножения и решали любые сложные примеры.
Но время не стоит на месте, и в этой книге - раскраске вам предложена новая методика запоминания таблицы умножения - «Веселая таблица умножения», созданная д.п.н. Васильевой Е.Е. и п.д.п.н. Васильевым В.Ю. в «Авторской школе Васильевых». «Веселая таблица умножения» отличается методической последовательностью, подробным рассмотрением переместительного свойства умножения и деления.
Какие же принципы легли в основу методик запоминания таблицы умножения?
Принцип №1: множители – это животные, по форме тела похожие на цифру.
Принцип №2: произведение – это предмет, по форме похожий на число.
Принцип №3: действие умножения – это рассказ, объединяющий животных и предмет.
А теперь подробнее познакомимся с применением этих принципов на практике, и для начала ответим на вопрос, стоящий в названии главы.
Задание №1 – На кого похожи цифры?
- Итак, на кого похожа эта цифра? - задаем вопрос и показываем цифру 2.
2
- На лебедя, на гуся, на гусеницу……………………………….. - отвечает ребенок.
- Молодец! А на кого похожа эта цифра? – показываем цифру 3.
3
- На верблюда, лягушку, мышку …………………………………………………
- А на кого похожа цифра 4?
4
- На лошадь, зайца, носорога………………………………………………………
- Молодец! А на кого похожа цифра 5?
5
- На кенгуру, петуха, кошку…………………………………………………………
- На кого похожа цифра 6?
6
- На улитку, барана, змею……………………………………………………………
- А на кого похожа цифра 7?
7
- На крокодила, жирафа, ящерицу………………………………………………
- Молодец! Здорово! Ну а на кого похожа цифра 8?
8
- На медведя, пингвина, сову………………………………………………………
- На кого похожа цифра 9?
9
- На мартышку, слона, хамелеона…………………………………………………
Задание №2 – Раскрась цифры
- Молодец! Ты хорошо справился с предыдущим заданием, а теперь давай порисуем. Посмотри на гуся. Какая это цифра?
РИСУНОК №3
- Два, - отвечает ребенок.
- Каким цветом ты раскрасишь гуся? Почему?
…………………………………………………………………………………………...
(Запишите ответ ребенка, т.к. он в дальнейшем вам понадобится.)
(Дело в том, что, раскрашивая животных и отвечая на эти простые вопросы, вы поймете состояние ребенка. Довольно часто дети всех животных разукрашивают в черный цвет или в темные тона, это говорит об их подавленном состоянии, заниженной самооценке или усталости. Существует связь между внутренним состоянием и цветом: чем ярче и разнообразнее цвета, тем лучше психическое состояние ребенка. Кроме того, с помощью цвета вы можете изменять его состояние. Предложите разукрасить цифру в какой-нибудь яркий цвет и покажите пример. Желательно, чтобы все животные были раскрашены в разные цвета).
- Как ты думаешь, какой характер у гуся?
…………………………………………………………………………………………...
(Запишите ответ ребенка.)
(Этот вопрос тоже неслучаен. Описывая характер животного, ребенок вам рассказывает о том, что ему нравится или что его беспокоит. Помогая изменить характер животного, вы тем самым корректируете его отношение к людям и к себе. Таким образом, вы косвенно воспитываете ребенка. Для нас желательно, чтобы у всех животных были разные черты характера).
- Хорошо. А теперь посмотри на лягушку. Какая это цифра?
РИСУНОК №4
- Три, - отвечает ребенок.
- Каким цветом ты раскрасишь лягушку? Почему?
…………………………………………………………………………………………...
- Как ты думаешь, какой характер у лягушки?
…………………………………………………………………………………………...
- Давай посмотрим на зайчика. Какая это цифра?
РИСУНОК №5
- Четыре, - отвечает ребенок.
- Каким цветом ты раскрасишь зайчика? Почему?
…………………………………………………………………………………………...
- Как ты думаешь, какой характер у зайчика?
…………………………………………………………………………………………...
- Посмотри внимательнее на петушка. Какая это цифра?
РИСУНОК №6
- Пять, - отвечает ребенок.
- Каким цветом ты раскрасишь петушка? Почему?
…………………………………………………………………………………………...
- Как ты думаешь, какой характер у петушка?
…………………………………………………………………………………………...
- А теперь посмотри на барана. Какая это цифра?
РИСУНОК №7
- Шесть, - отвечает ребенок.
- Каким цветом ты раскрасишь барана? Почему?
…………………………………………………………………………………………...
- Как ты думаешь, какой характер у барана?
…………………………………………………………………………………………...
- Крокодил похож на какую цифру?
РИСУНОК №8
- Семь, - отвечает ребенок.
- Каким цветом ты раскрасишь крокодила? Почему?
…………………………………………………………………………………………...
- Как ты думаешь, какой характер у крокодила?
…………………………………………………………………………………………...
- А на какую цифру похож медведь?
РИСУНОК№ 9
- Восемь, - отвечает ребенок.
- Каким цветом ты раскрасишь медведя? Почему?
…………………………………………………………………………………………...
- Как ты думаешь, какой характер у медведя?
…………………………………………………………………………………………...
- Посмотри на слоненка. А он на какую цифру похож?
РИСУНОК №10
- Девять, - отвечает ребенок.
- Каким цветом ты раскрасишь слоненка? Почему?
…………………………………………………………………………………………...
- Как ты думаешь, какой характер у слоненка?
…………………………………………………………………………………………...
- Пришло время отдохнуть.
(Следите за состоянием ребенка. Недопустимо, чтобы он переутомлялся! Физкультминутка не должна быть продолжением слегка измененной интеллектуальной работы. Хотим отметить, что последующие задания этой главы вы можете выполнять по желанию).
Задание №3 - Игра с мячом.
(Дело в том, что многие считают игру с мячом отдыхом. На самом же деле, это интенсивная работа в стрессовом режиме, т.к. нужно не только поймать мяч, но и быстро назвать то, что нужно).
- Итак, условия игры: я бросаю мяч и называю животное, а ты ловишь мяч и называешь цифру. Потом мы меняемся местами.
Например: я называю «слоненок» и бросаю мяч, а ты ловишь мяч и называешь «9» и т.д. Потом наоборот, я называю цифру, например, «6» и бросаю мяч, а ты ловишь мяч и называешь «барашек» и т.д.
Задание №4 - Покажи цифру.
Вы называете животное, а ребенок показывает, как оно двигается и ведет себя. Потом вы меняетесь местами.
Задание №5 – «Умные карты».
Сделайте «умные карты». Для этого вырежьте из картона карты и вместе с ребенком напишите с одной стороны цифры. Разложите карты «рубашкой» вверх, пусть ребенок берет карту и называет животное. Желательно, чтобы вы всего изготовили 55 одинаковых карт, 8 мы уже заполнили, а остальные пока оставьте пустыми.
Глава №2.
ТАКОЕ ВЕСЕЛОЕ УМНОЖЕНИЕ
- Мы уже достаточно хорошо запомнили, какой цифре соответствует какое животное, и хорошо подготовились к следующему этапу. Эта глава посвящена, как ты уже догадался, запоминанию самой таблицы умножения. Но мы не будем «зазубривать» цифры, мы будем придумывать смешные, необычные рассказы с нашими любимыми животными. В нашем рассказе животные – это множители, а предмет, который ты увидишь на рисунке – это их произведение.
Задание №6 – Умножение на ноль.
- Как ты думаешь, на что похож ноль?
- На мяч, на обруч, на бублик, на колесо …………………………, - отвечает ребенок.
- Да! Молодец! А еще ноль похож на огромную шляпу. Где в ней спрятался ноль?
(Помогите ребенку найти нолик, если он сам не сможет).
РИСУНОК № 11
- Ты можешь представить такую огромную шляпу, чтобы ей можно было накрыть настоящую машину или дом?
(Ребенок закрывает глаза и представляет.)
- Да, могу!
- А теперь внимательно посмотри, что произойдет, если такой огромной шляпой накрыть лягушку. (У ребенка еще закрыты глаза).
- Лягушку не видно, хорошо видно только шляпу, - отвечает ребенок и открывает глаза.
- У тебя также получилось?
РИСУНОК № 12
- Нет, у меня ножек не было видно…
- Как ты думаешь, а если этой огромной шляпой накрыть слоненка, что будет видно?
(Здесь важно вырезать первую большую шляпу и накрыть ей по очереди каждое животное в предыдущей главе).
- Вывод: если накрыть огромной шляпой любое животное или предмет, то останется только шляпа. Другими словами, при умножении любого числа на ноль, будет ноль.
- Теперь давай запишем это в тетрадочку. Если накрыть гуся шляпой, то останется шляпа, т.е. сначала записываем гуся (2), потом ставим знак умножения (х) и записываем огромную шляпу (0). После всего этого ставим знак равенства (=) и записываем результат (0), т.е. 2 х 0 = 0.
(В дальнейшем после знака равенства мы будем записывать предмет, который будет на рисунке).
- Если накрыть лягушку шляпой, то останется шляпа, т.е. 3 х 0 = 0.
- Если накрыть зайчика шляпой, то останется шляпа, т.е. 4 х 0 = 0.
- Если накрыть петушка шляпой, то останется шляпа, т.е. 5 х 0 = 0.
- Если накрыть барашка шляпой, то останется шляпа, т.е. 6 х 0 = 0.
- Если накрыть крокодила шляпой, то останется шляпа, т.е. 7 х 0 = 0.
- Если накрыть медвежонка шляпой, то останется шляпа, т.е.8 х 0 = 0.
- Если накрыть слоненка шляпой, то останется шляпа, т.е. 9 х 0 = 0.
- Молодец! Ты хорошо справился с заданием! А дальше будет еще интереснее!
Задание №7 – Умножение на 1.
- Как ты думаешь, а на что похожа 1?
- На карандаш, на столб, на палку ……………………………………………………..
- А еще цифра 1 похожа на зеркало. Где в зеркале спряталась единичка?
(Помогите ребенку найти 1, если он сам не сможет).
РИСУНОК №13
- Когда ты смотришься в зеркало, то кого ты там видишь?
(Возьмите некруглое зеркало и дайте ребенку в руки).
- Я вижу себя, - отвечает ребенок.
- А если лягушка посмотрится в зеркало, кого она там увидит?
- Себя.
- Ну а если гусь посмотрится в зеркало, то кого он увидит?
- Сам себя.
- Любое животное если посмотрится в зеркало, то увидит самого себя.
Значит при умножении любого числа на единицу, будет само число.
- Теперь давай запишем это в тетрадочку.
- Если гусь посмотрится в зеркало, то увидит самого себя, т.е. 2 х 1 = 2.
- Если лягушка посмотрится в зеркало, то увидит саму себя, т.е.
3 х 1 = 3.
- Если зайчик посмотрится в зеркало, то увидит сам себя, т.е. 4 х 1 = 4.
- Если петух посмотрится в зеркало, то увидит сам себя, т.е. 5 х 1 = 5.
- Если барашек посмотрится в зеркало, то увидит сам себя, т.е. 6 х 1 = 6.
- Если крокодил посмотрится в зеркало, то увидит сам себя, т.е.
7 х 1 = 7.
- Если медвежонок посмотрится в зеркало, то увидит сам себя, т.е.
8 х 1 = 8.
- Если слоненок посмотрится в зеркало, то увидит сам себя, т.е.
9 х 1 = 9.
- Поздравляю! Ты просто умница!
......
Глава №3.
ПЕРЕМЕСТИТЕЛЬНОЕ СВОЙСТВО -
Ты уже догадался, что в этой главе мы будем изучать переместительное свойство. Вот оно: от перемены мест множителей произведение не меняется.
Давай посмотрим на наши рассказы и подумаем, где это переместительное свойство в них спряталось.
Например, вспомним 2 х 3 = 6, т.е. Гусь нечаянно обидел лягушку, потому что перепутал бантик с бабочкой. Он дернул ее за хвостик, а лягушке стало больно, и она заплакала…
Этот рассказ ты можешь рассказать и по-другому, например, лягушка заплакала, потому что гусь дернул ее за хвостик. Все равно, скажешь ты сначала о гусе, или скажешь ты сначала о лягушке, факт не изменится. Факт останется одним и тем же, т.е. гусь дернул, а лягушка заплакала. Вот это и есть переместительное свойство. Другими словами, ты можешь поменять местами животных, все равно рассказ не изменится.
Давай сейчас вместе перескажем по-другому наши рассказы из главы №2 и еще раз посмотрим рисунки. А потом запишем в тетрадочке переместительное свойство.
Переместительное свойство в рассказах
1. Один гусь прогоняет другого гуся со стула, а тот не хочет уходить. 2 х 2 = 4
2. Гусь нечаянно обидел лягушку, потому что перепутал бантик с бабочкой. Он дернул ее за хвостик, а лягушке стало больно, и она заплакала. Перескажем этот рассказ по-другому: «Лягушка заплакала, потому что ее дернул за хвостик гусь». 3 х 2 = 6
3. Гусь хотел надеть очки, которые ему давал заяц, но сильно потянул за дужку и сломал. Перескажем по-другому: «Заяц дал очки гусю, а тот их сломал». 4 х 2 = 8
4. Гусь носил галстук, который был похож на бабочку. Петух хотел сачком поймать бабочку, а поймал галстук гуся. Перескажем по-другому: «Петух поймал сачком вместо бабочки галстук гуся». 5 х 2 = 10
5. Гусь пошел на рыбалку, но поймал крючком барашка, а не рыбку. Перескажем по-другому: «Барашка поймал гусь на удочку». 6 х 2 = 12
6. Гусь защищался от крокодила, который хотел его съесть, и вставил флажок ему в пасть. Перескажем по-другому: «Крокодил хотел съесть гуся, но гусь вставил флажок ему в пасть». 7 х 2 = 14
7. Гусь помогал медвежонку вдеть нитку в иголку, чтобы потом шить. Перескажем по-другому: «Медвежонок с гусем вдевали нитку в иголку, чтобы потом шить».
8 х 2 = 16
8. Гусь вместе со слоненком лепят снеговика. Перескажем по-другому: «Слоненок с гусем лепят снеговика». 9 х 2 = 18
9. Две лягушки играют с воздушным шариком. 3 х 3 = 9
10. Лягушка спасает зайчика, поднимает его на подъемном кране из ямы. Перескажем по-другому: «Зайчик попал в яму, и лягушка его поднимает на подъемном кране». 4 х 3 = 12
11. Лягушка просит петуха достать яблочко с дерева. Перескажем по-другому: «Петуха просит лягушка сорвать яблочко с дерева». 5 х 3 = 15
12. Лягушка потеряла свой бантик, а барашек его нашел. Перескажем по-другому: «Барашек нашел бантик, который потеряла лягушка». 6 х 3 = 18
13. Лягушку катает на вешалке (плечиках) крокодил. Перескажем по-другому: «Крокодил катает лягушку на плечиках». 7 х 3 = 21
14. Лягушку катает на савке медвежонок. Перескажем по-другому: «Медвежонок катает на савке лягушку». 8 х 3 = 24
15. Лягушка попросила у слоненка зонт, чтобы спрятаться от дождя. Перескажем по-другому: «Слон дал зонт лягушке, чтобы она спряталась от дождя». 9 х 3 = 27
16. Один зайчик поливает другого зайчика из шланга. 4 х 4 = 16
17. Зайчик хочет угостить петуха чаем, поэтому несет чайник. Перескажем по-другому: «Петух пришел в гости к зайчику, и зайчик угощает петуха чаем из чайника».
5 х 4 = 20
18. Зайчик помогает барашку нести игрушечную лошадку. Перескажем по-другому: «Барашек вместе с зайчиком несут игрушечную лошадку». 6 х 4 = 24
19. Зайчик заснул в детской коляске, которую катит крокодил. Перескажем по-другому: «Крокодил катал зайчика в детской коляске, и зайчик уснул». 7 х 4 = 28
20. Зайчику на день рождения медвежонок подарил красивый тюльпанчик. Перескажем по-другому: «Медвежонок подарил зайчику тюльпанчик на день рождения».
8 х 4 = 32
21. Зайчик и слоненок играют с игрушечным телефоном. Перескажем по-другому: «Слоненок с зайчиком играют с игрушечным телефоном». 9 х 4 = 36
22. Петухи собираются заняться боксом. Один петух надел боксерские перчатки, а другой петух помогает ему их завязать… 5 х 5 = 25
23. Петух ждет, когда барашек принесет ему большой помидор. Перескажем по-другому: «Барашек несет петуху большой помидор». 6 х 5 = 30
24. Петух с крокодилом пускают кораблик в ванне. Перескажем по-другому: «Крокодил с петухом пускают кораблик в ванне». 7 х 5 = 35
25. Петух играет с медвежонком в шашки. Перескажем по-другому: «Медвежонок играет с петухом в шашки». 8 х 5 = 40
26. Петух катается на качелях, которые сделал слоненок. Перескажем по-другому: «Слоненок катает на качелях петуха». 9 х 5 = 45
27. Один барашек гадает на ромашке, а другой наблюдает. 6 х 6 = 36
28. Барашек заглядывает в окно, чтобы поговорить с крокодилом. Перескажем по-другому: «Крокодил зовет барашка поговорить, и барашек заглядывает в окно».
7 х 6 = 42
29. Барашек дарит медвежонку коробку с тортом. Перескажем по-другому: «Медвежонок получает в подарок от барашка коробку с тортом». 8 х 6 = 48
30. Барашек дает слоненку покататься на своем велосипеде. Перескажем по-другому: «Слоненок попросил барашка покататься на его велосипеде». 9 х 6 = 54
31. Два крокодила ловят в аквариуме рыбку.7 х 7 = 49
32. Крокодил решил обмануть медвежонка и дал ему червивое яблоко. Перескажем по-другому: «Медвежонок хотел кушать и попросил у крокодила яблоко. Крокодил решил его обмануть и дал червивое яблоко». 8 х 7 = 56
33. Крокодил и слоненок нашли старый замок. Перескажем по-другому: «Слоненок с крокодилом нашли старый замок». 9 х 7 = 63
34. Медвежата собирают грибы в корзинку. 8 х 8 = 64
35. Медвежонок со слоненком балуются, выдавливают крем из тюбика. Перескажем по-другому: «Слоненок с медвежонком балуются, выдавливают крем из тюбика».
9 х 8 = 72
36. Слонята играли на гитаре и нечаянно ее сломали. 9 х 9 = 81
..... "
Вот ссылка на книгу в эл. виде www.koob.ru/vasilyevs/ без картинок.
-----------------------------------------------------------
Как выучить таблицу умножения. Случай из практики детского психолога.
Если у вас вызывает недоумение сама постановка вопроса и хочется дать на него ответ типа "нужно просто сесть и выучить", то значит, вы никогда не сталкивались с проблемами механической памяти ни у себя, ни у своего ребенка. Такие сложности, действительно, встречаются не так уж часто. Обычно в том возрасте, когда в школьной программе изучают таблицу умножения, у детей еще сохраняется очень хорошая механическая память (которая по мере взросления несколько ухудшается). Поэтому им довольно легко дается "зубрежка", т.е. многократное восприятие и повторение учебного материала. На этой способности, в основном, и построено обучение в начальной школе.
Если же у ребенка плохо развита механическая память, и он не в состоянии запомнить материал такими способами, как все одноклассники, то он попадает в незавидное положение. Так однажды ко мне обратились родители третьеклассницы, измучившиеся оттого, что в течение года не могут выучить с дочкой таблицу умножения, а у всех одноклассников она "от зубов отскакивает". Естественно, что этот досадный недостаток повлиял на успеваемость девочки в школе и даже на ее самооценку (ребенок характеризовал себя как "глупую", "хуже всех" и т.п.).
Ужасно обидно за таких детей, которые не являются отстающими в интеллектуальном развитии и могут быть весьма прилежны, но традиционная система преподавания не учитывает их индивидуальных особенностей. В процессе психодиагностики было установлено, что механическая память девочки действительно находится на очень низком уровне развития (причем все ее виды: и зрительная, и слуховая, и моторная, и смешанные). Однако с логической, образной и эмоциональной памятью дела обстояли гораздо лучше (что довольно типично для детей с такими сложностями). На этом и была построена коррекционная работа.
Основной метод, который мы использовали для заучивания таблицы, это создание рисунков и рассказов, иллюстрирующих примеры на умножение. Сначала я предложила девочке пофантазировать и сказать, на что похожи цифры от 0 до 9. Так ученица придумала для себя устойчивые ассоциации. Например, цифра "1" напоминала ей человека с любопытным носом, цифра "2" - лебедя, цифра "3" - сердечко и т.д. (важно, чтобы эти образы были придуманы самим ребенком, иначе это станет дополнительной нагрузкой на память). Мы нарисовали эти образы в виде картинок рядом с соответствующими цифрами (задействовав таким образом моторную и образную память, а также эмоциональную, т.к. эта необычная работа вызывала у девочки разные положительные чувства).
После этого необходимо было закрепить образовавшиеся ассоциативные связи, поэтому я называла девочке нарисованные картинки в разбивку, а она вспоминала, какую цифру она ею изобразила.
Когда эти связи будут четко установлены, можно переходить к работе над запоминанием табличных примеров на умножение. Лучше не проходить за день более, чем один столбик из таблицы, чтобы избежать явления наложения заучиваемого материала друг на друга (что является нормальным свойством человеческой памяти).
Дальнейшая работа строилась следующим образом. Девочка писала пример, который она в данный момент запоминала, сначала обычными цифрами, а рядом с помощью образов (картинки и знак умножения в левой стороне, затем знак "равно" и число в виде образа(ов) справа). После этого ей предлагалось придумать историю, которая логично объединяла бы этих персонажей и имела какие-то причинно-следственные связи. Так начало историй было традиционным: один персонаж встречает другого, различались только условия их встреч. А окончание должно было логично подвести рассказ к появлению персонажей, нарисованных после знака "равно". Чем интереснее, неожиданнее и эмоциональнее будут эти рассказы, тем лучше. Они должны хорошо запечатлеться в памяти ребенка, а кроме того, на время такого обучения и в вашей памяти тоже. Так моя маленькая клиентка придумала, например такую историю на случай умножения "2 х 3 = 6". "Шел лебедь и вдруг увидел сердечко. Послушал он свое сердце, а оно сильно колотится. Тогда понял лебедь, что влюбился. Стал он ухаживать за сердечком. А потом появился клоун (так она обозначала цифру "6") и стал смеяться над ними -тили-тили-тесто - жених и невеста!"
После того, как вы проработали несколько примеров таким эмоциональным способом, следует перейти к следующему этапу - укреплению связей, вычленению только самого главного из всего рассказа (хотя в эмоциональной памяти хорошо бы сохранить весь сюжет). Это можно сделать, задавая ребенку вопросы типа "Шел лебедь, встретил сердечко. Кто потом появится?". Если ребенок ответил правильно, то нужно попросить теперь сказать цифрами, что это за пример. Если же верного ответа не поступило, то помогите ему вспомнить составленную историю с помощью комментариев частей рассказа.
Обратите внимание, что переходить к работе над следующим столбиком (с другим главным персонажем) следует только после того, как автоматизировано воспроизведение всех установленных связей в предыдущем.
Обратите внимание ребенка на то, что не нужно каждый раз придумывать новые истории, ведь в каждом последующем столбике будут встречаться примеры из предыдущих, где персонажи просто поменялись местами. Итог таких историй все равно будет как придуманный ранее.
Когда ребенок запомнит таким способом всю таблицу умножения, нужно повторить и закрепить ее, используя дополнительные методы. Примеры из таблицы (уже в цифрах) можно произносить с разными интонациями (например, сильно удивляясь или огорчаясь), выкрикивать как лозунги на демонстрации, говорить как можно медленнее или, наоборот, как скороговорку, почти кричать или шептать и т.п.
Хорошо также использовать шуточные задачи, решаемые с помощью примеров из таблицы умножения. Можно тренировать эти навыки, устроив ребенку игровое "испытание" по принципу настольной игры: если он правильно отвечает пример из таблицы умножения, то делает шаг вперед, если нет - то шагает назад. Зато если по результатам таких испытаний игрок достигнет условленного места, например, дойдет до двери комнаты, то он считается победителем и должен чествоваться или награждаться чем-нибудь приятным.
Если же вы опасаетесь, что у вас не хватит творческих способностей, чтобы воплотить в жизнь все рекомендуемые дополнительные методы, то можете приобрести аудиокассету под названием "В стране таблицы умножения", где эти приемы уже частично реализованы.
Используя все указанные способы в систематических занятиях (2 раза в неделю), мы с описываемой третьеклассницей добились того, что она хорошо владела таблицей умножения уже через два месяца. Но еще важнее то, что девочка поняла: это не она глупая и неспособная, а просто тот способ усвоения материала, который все используют, ей не подходит, но она может выучить то, что необходимо, другими методами, причем творческими и интересными.
Кстати, такие методы обучения могут быть приятны и полезны даже в том случае, если у вашего ребенка нет проблем с механической памятью, но вы просто заботитесь о том, чтобы его интерес к учебе не угас из-за скучной зубрежки.
Стаханова Татьяна Александровна, психолог.
------------------------------------------------------------------
Я в последнее время обсуждаю с дочкой умножение. Как правило, я просто спрашиваю, например:
1. Если вы с Гришей хотите по 3 орешка, сколько вам надо попросить у мамы?
2. Мама вам дала 6 орешков для тебя, Гриши и Антона. Сколько каждому достанется?
И так далее. Мне кажется, что естественный процесс невозможен без решения подобных задач. В то же время, надо обращать внимание на то, что а аналогичных задачах (Мама дает конфеты, а не орехи, или еще что-нибудь на умножение - сейчас в голову не приходит, что). И после не скольких разборов, просить, чтобы ребенок вспомнил ответ.
В начале ребенок может решать каждую "задачу" с "нуля". После некоторого времени можно обратить внимание, о том, что если ты только что ответил на вопрос о том, сколько надо попросить для 3 детей по 2 орешка каждому. То не обязательно все считать с самого начала. Можно разбирать подобные серии.
Мне кажется, что таблицу умножения надо вводить как "волшебную таблицу" ответов на подобные вопросы. Для начала можно просто научить ребенка ей пользоваться. Считать и удивляться, что в таблице стоит правильный ответ. Со временем разбирать связи и симметрии этой таблицы.
Вообще, думаю, таблица умножения это один из первых объектов для которой очень важно понимать следующее высказывание А.Колмогорова:
"Математические сведения могут применяться умело и с пользой только в том случае, если они усвоены творчески, так, что учащийся видит сам, как можно было прийти к ним самостоятельно."
serakuzik писал(а):
мальчику (или девочке ) поставили двойку, что он не выучил таблицу, и мама (а может и бабушка) сделали карточки, как игральные карты. С одной стороны пример (2х3 или 6х4), а с другой ответ. Если ответ правильный, то карточку себе забираешь, если не правильный, по под них колоды. Так те, которые не правильно называешь встречаются несколько раз, пока не запомнишь (и, кстати, прикольно, что обучение идет в разнобой, а не как обычно - все с двойкой, все с тройкой и т.д.) Через пару дней игры, ребенок запомнил всю таблицу.
Сладкоежка писал(а):
Я делала такую игру. Карточки с действием и отдельно с ответами. Как именно играть, можно придумать по разному. Вот один из способов. Берем два столбика. Например умножение на 6 и 7. Это на двоих играющих. Выбираем себе столбики. Ответы могут лежать перед нами числами вверх. Надо как можно быстрее подобрать ответы. можно ответы перевернуть. Ходим по очереди - берем ответ. если подходит - кладем на пример и убираем его. Если не подходит - кладем на место.
Детям часто умножение проще понять, если сначала они поняли деление. причем саму суть. Для этого я беру палочки или фасоль, можно вообще любые предметы. Одна палочка делится или нет на двоих. Нужны пластмассовые, которые не сломаешь.. Две палочки делятся - делим. три и так далее.
Потом делим на троих, на четверых. Здесь суть в том, чтобы просто разложить на всех так, чтобы у всех было одинаково.
Умножение дети так же легко понимают, если расчертить на квадратики, так чтобы если 3 умножаем на 4, делаем и три столбика - четыре строчки и четыре столбика-три строчки. и просто пересчитываем, сколько получится клеточек. Сравниваем ответ с таблицей. А потом можно увеличить. Можно все так прорисовать, а можно показать, что клеточек становится все больше и считать их все сложнее, но вот был кто-то упорный давным давно, он все пересчитал и записал в таблице и теперь все ею пользуются. Так детям понятно, что такое умножение и почему от перестановки мест сомножителей произведение не меняется. А иначе это для детей как загадка, фокус.
Хотя учить таблицу все равно придется. Самый лучший вариант - на мой взгляд - это Зайцевские таблицы по математике. У него на умножение вообще уникальная таблица. В ней так много разных законов и хорошо, если она висит и ее можно разглядыват.
Так же у него в обычной форме таблицы есть строчки зеленые и черные. Зеленые - те, что и учить не надо. Их много. Это умножение на 1, на 2, на 5, на 10. столбики на 1, 2, 5, 10. Учить надо черное. Причем, выучив один столбик, в следующем на это число учить уже не надо. Но ребенок, если на квадратиках это не просчитал, то не особо это понимает. Таблица получается структурированная и ребенку видно, что учить на самом деле не так уж много. Ведь детей очень часто пугает объем.
Так же в разных столбиках есть свои закономерности, хорошо, если вы с детьми это обнаружите сами. Это будет как исследование, забавное, интересное.
Учить лучше начинать с конца. Это уже проверенно. Со столбца на 9.
Женя Лакштанов, совершенно с вами согласна. У нас висела старая Никитинская таблица на умножение с рождения сына. Когда немного подрос, я его частенько просила к примеру разделить котлеты на нас всех поровну, тефтели, ягоды и т.п. Или посмотреть (не решить, а просто посмотреть, помочь мне) сколько надо купить чего-либо, если каждому надо по 2, по 3. А будет нас двое или трое или четверо. Таким образом особо учить ничего и не пришлось . Но это не самое главное, важнее то, что ему математика очень нравится. Он из всей параллели выбрал геометрию для переводного экзамена еще с тремя ребятами.